MorePC - Главная страница


О сайте

Регистрация

Обратная связь

Реклама на сайте

Публикации на сайте

Карикатуры

  Категории СВТ     Тесты и методики испытаний     Новости СВТ     Проблемы информатизации     Форум     Опросы     Словарь     Поиск  

     Тесты и методики испытаний : Теория  

Предлагаем Вашему вниманию статьи по информационной безопасности.

04.12.2004. Независимое тестирование и мониторинг качества средств информатизации.

версия для печати

Последние годы характеризуются лавинообразным появлением новых моделей средств вычислительной техники и связи. Объективно оценить их преимущества и недостатки, сравнить между собой, определить тенденции развития технологий и их влияние на жизнь информационного общества - такие задачи приобретают сегодня особую важность.

Термин «независимое тестирование» на первый взгляд может показаться тавтологией. Ведь цель любого тестирования как раз и состоит в выявлении объективной картины, в объективной оценке изделия, т.е. сама по себе уже подразумевает проведение именно независимого исследования. К сожалению, на практике так происходит далеко не всегда. Например, издания, выполняющие различного рода тестирования, зависят от рекламы, помещаемой на их страницах, и поэтому результаты некоторых тестовых обзоров и рейтингов подчас вызывают сомнение в их объективности. Именно поэтому мы заостряем внимание на независимости тестирования от внешних факторов и чьего-то влияния.

Полная объективная оценка качества продукции, включая ее потребительские свойства, приобретает особую значимость на фоне бурного развития механизмов электронной торговли, когда покупатель знакомится с предметом покупки не «наощупь», а виртуально. Совершенно очевидно, что в этом случае уверенность в правильности своего выбора не может дать ни реклама, ни отдельно взятые отзывы. Столь же очевидно и то, что электронные методы оплаты, поиска продукции, выбора продавца и заказа не могут быть отделены от методов сравнения аналогов по качеству, от возможностей оценки отдельных свойств изделий, от справочной информации о технологиях их изготовления и эксплуатации. Полноценная система электронной торговли должна интегрировать в себе все эти механизмы.

Как же обеспечить объективность процесса мониторинга качества изделий? По нашему мнению, повысить объективность оценок можно, только объединив усилия и возможности различных направлений и форм тестирования, каждое из которых имеет свои преимущества, недостающие другим.

Составляющие процесса мониторинга качества:

1.
  • База данных со сведениями о сертификации изделий.
  • 2. Результаты измерений технических параметров в независимых сертификационных лабораториях.
  • 3. Оценка качества по результатам тестирования в лабораториях специализированных изданий.
  • 4. Общественный мониторинг качества. Оценки пользователей.
  • 5. Корректировка стандартов эргономики и качества по результатам этапов 1-4.

А теперь рассмотрим подробнее, что дает каждая составляющая и что дает их комплексное использование.

1. База данных со сведениями о сертификации изделий.

Сведения о сертификации являются необходимым условием проведения мониторинга качества в отношении конкретного изделия, так как только при наличии сертификата соответствия оно может быть представлено на рынке.

2. Результаты измерений технических параметров в независимых сертификационных лабораториях.

Измерение технических параметров в независимых испытательных лабораториях позволяет выявить несоответствие реальных значений и заявленных производителем и в значительной степени обеспечивает объективность сравнения. Однако, пока на этом пути стоит масса нерешенных проблем. Главная из них кроется в несогласованности методик измерения ряда важных параметров. Разные стандарты качества трактуют их по-своему. При этом некоторые из них оказываются до конца не отработанными [ 1 ]. Поэтому указание на то, что изделие соответствует тому или иному стандарту, мало что говорит потребителю о его качестве. Другая проблема состоит в сложности привлечения производителей к независимому тестированию их продуктов. Механизм обязательного представления моделей на испытания отсутствует, а принцип добровольности подразумевает наличие некоего стимула. Таким стимулом могла бы стать процедура выдачи сертификата качества по результатам измерений и обнародование этого факта в едином каталоге продукции [ 2 ], там же, где приводятся сведения о наличии и сроке действия обязательного сертификата соответствия (электробезопасности).

3. Оценка качества по результатам тестирования в лабораториях специализированных изданий.

Сравнительные обзоры и рейтинги специализированных журналов, построенные на результатах собственных тестирований, в настоящее время составляют основной объем материалов, на которые может ориентироваться потребитель при выборе средств информатизации. Эти материалы имеют ряд бесспорных достоинств. Прежде всего, это комплексность оценки качества с учетом не только технических характеристик, но и потребительских свойств, таких как удобство эксплуатации, дизайн, стоимость владения, оправданность цены и т.д. Ведение рейтингов с регулярным обновлением представляет собой удобную форму для быстрого (хотя, весьма поверхностного) выбора продукции и отслеживания динамики ее совершенствования. Тестовые лаборатории журналов используют собственные оригинальные методики оценки, первыми применяют новейшие тесты и инструментальные средства. На этих площадках идет постоянное экспериментирование и совершенствование в области методов тестирования. Однако, имеется и ряд недостатков. Во-первых, оценивается только один образец, предоставленный, к тому же, самим производителем. Кроме того, журналы испытывают косвенную зависимость от производителя, как рекламодателя.

4. Общественный мониторинг качества. Оценки пользователей.

Главное достоинство общественного мониторинга качества заключено в возможности получения оценок множества образцов одной и той же модели, выбранных независимо от производителя. Несмотря на субъективизм этих оценок, при грамотной статистической обработке эта форма мониторинга может оказаться очень полезной и нивелировать недостатки, присущие другим составляющим.

5. Корректировка стандартов эргономики и качества по результатам этапов 1-4.

Не секрет, что в связи с интенсивным развитием технологий, требования стандартов эргономики и качества быстро устаревают и требуют регулярного обновления. Известно также, что обновление стандартов происходит медленнее, чем того требуют интересы потребителей [ 3 ]. Дело в том, что стандарты не просто задают числовые ограничения тех или иных параметров, но и описывают методы их измерения или оценки. Именно эта часть является наиболее слабым, плохо проработанным и инерционным звеном. Именно здесь кроется главная сложность их обновления. Поэтому отработка методов измерения технических параметров, оценки потребительских свойств и других критериев качества является насущной проблемой современного этапа взаимоотношений производитель - потребитель. А это и есть результат работы всех остальных описанных выше составляющих мониторинга качества.

Наш опыт работы в рамках проекта единого каталога средств информатизации www.morepc.ru дает основания утверждать, что описанный здесь комплексный подход в решении проблем мониторинга качества продукции позволит в значительной степени облегчить для специалистов и простых пользователей навигацию в океане информации, изобилующем множеством подводных течений, сделать процесс выбора оптимальных решений систематизированным, объективным и предсказуемым.

Дмитриев В.А., Комаров В.М.

ВНИИПВТИ

Статью "04.12.2004. Независимое тестирование и мониторинг качества средств информатизации." Вы можете обсудить на форуме.




вверх
  Copyright by MorePC - обзоры, характеристики, рейтинги мониторов, принтеров, ноутбуков, сканеров и др. info@morepc.ru  
разработка, поддержка сайта -Global Arts