Информационно-справочный портал MorePC.ru

27.06.03 Выбираем звуковую плату.

Евгений Явровских

Москвичам и гостям столицы хорошо известен Савеловский компьютерный рынок - своего рода Мекка каждого компьютеросидельца. Но, думается, мало кто из посетителей обращал внима- ние на скромную застекленную витрину, на которой красуется занятная надпись: «Савеловский политехни- ческий музей». Здесь нашли свой последний приют уст- ройства, ставшие форменной архаикой: монстрообраз- ные 5-дюймовые флоппи-дисководы с легендарной за- щелкой-фиксатором, невероятных размеров платы и прочее видавшее виды компьютерное добро.

Поколению, окончательно выбравшему пепси и Athlon-2000, сей антиквариат неинтересен даже с исто- рической точки зрения, и, на мой взгляд, совершенно напрасно, ведь всего несколько лет назад эти экспонаты пыхтели в утробе системного блока на радость неизба- лованному пользователю.

Дома у автора, в одной из коробок с добром, до сих пор хранится древняя в полном смысле этого слова зву- ковая плата компании Yamaha с регулятором громкости (молодежь, внимание!), вынесенным на тыловую сто- рону устройства, рядом с гнездами входа-выхода. Пусть себе лежит будущим внукам на забаву...

Наверняка кто-нибудь из читателей помнит те вре- мена, когда любой мало-мальски приличный компью- терный комплект гордо именовался мультимедийным. Точно так же назывались колонки и мониторы. А глав- ной причиной столь громкого названия было всего-на- всего наличие звуковой платы в системном блоке или слабеньких динамиков, встроенных в пластмассовый корпус монитора.

После забавного поговорим о грустном - по моим наблюдениям, более 60% покупателей новых компью- теров практически не обращают внимания на то, какая звуковая плата предлагается продавцами-сборщиками, и довольствуются расплывчатой формулировкой «Зву- ковая PCI 3D-плата». Подобным образом обстоит дело и с выбором компьютерной акустики. Но в данной ста- тье речь пойдет только о звуковых платах, колонки же будут упоминаться лишь применительно к характери- стикам той или иной платы.

История вопроса

Еще года четыре назад звуковую плату считали сов- ременной тогда, когда она предназначалась для шины PCI, имела 16-разрядный стереофонический цифроана- логовый и аналого-цифровой преобразователи (такой набор «в одном флаконе» называют кодеком), обеспе- чивала запись и воспроизведение стереозвука с качест- вом лазерного диска (частота преобразования - 44 100 Гц). Непременный атрибут платы - поддержка полно- го «дуплекса» (возможность одновременных записи и воспроизведения звука) и наличие синтезатора МIDI (musical instruments digital interface - цифровой интер- фейс музыкальных инструментов), основанного на тех- нологии Wave Таble - волнового табличного синтеза.

Поскольку появилось огромное количество игр для Windows, поддерживающих прикладную библиотеку DirectSound компании Microsoft, потребовалось обраба- тывать звук не программно, а аппаратно - в первом слу- чае становится весьма заметным «торможение» звуково- го сопровождения. Дело в том, что множество звучащих потоков какого-либо приложения смешиваются и обра- батываются одновременно. Технология DirectSound спо- собна переложить эту трудоемкую работу на плечи зву- ковой платы, которая начнет работать как ускоритель. Таким образом, наряду с давно известным понятием «ви- деоускоритель» возникло сравнительно новое - «аудио- ускоритель», или «звуковой процессор».

Давайте познакомимся с некоторыми терминами. Звук на аудиоплате синтезируется двумя основными способами. Первый, наиболее архаичный, называется FM (частотная модуляция). При этом звук получается из синусоидальных сигналов, вырабатываемых генера- торами звуковой платы, с помощью частотной модуля- ции. Качество создаваемого таким образом звука весь- ма далеко от идеального, но для всевозможных «стреля- лок» FM-синтеза вполне достаточно. К тому же и звуко- вые файлы получаются компактными.

Совершенно другой уровень качества звучания пред- лагает технология Wave Таblе. Проще говоря, в неком «хитром» месте хранятся образцы звучания различных источников - чаще всего музыкальных инструментов. При воспроизведении фрагмента в формате МIDI аудио- плата «вытаскивает» из этого укромного местечка образ- цы и преобразует их в соответствии с указаниями про- граммы. Так как в качестве эталона хранят реальные зву- ки, качество получается высоким. Наборы образцов зву- чания называются банками (Bank), а сами образцы - сэмплами (Sample).

Чтобы добиться сходного звучания одинаково напи- санных фрагментов на любых аудиоплатах, в свое вре- мя был разработан стандарт General MIDI. Он описыва- ет, какому каналу должен соответствовать конкретный инструмент (задано 128 мелодических и 46 ударных ин- струментов). Его улучшенным вариантом является стандарт GS (General Synth - единый синтез), включа- ющий как дополнительные музыкальные инструмен- ты, так и другие звуки (например, рев самолета, выстре- лы и т. д.).

Самый последний стандарт, получивший название XG (Extended General - расширенный единый), отли- чается набором из нескольких сотен музыкальных ин- струментов и образцов других звуков, а также новыми средствами управления аудиообработкой. Современные программы могут свободно переме- щать источник трехмерного звука в пространстве (так называемая трассировка), и слушатель чувствует его положение. Если применять к звуку специальные фильтры частот, изменять скорость и задержку его вос- произведения, можно имитировать движение источни- ка. Но для этого необходим мощный процессор, ведь приходится выполнять около 160 млн. операций в се- кунду (при 16 источниках звука). Многие программы уже поддерживают стандарты трехмерного звука: либо DirectSound3D и его расширение - библиотеку A3D (разработка фирмы Aureal), либо другой формат - ЕАХ компании Creative Labs.

В последнее время многие звуковые платы стали ос- нащать выходом SPDIF (Sony/Philips Digital Interface Format), служащим для передачи цифровых звуковых сигналов на внешние устройства. Например, при вос- произведении DVD-дисков шестиканальный звук Dolby Digital можно направить к внешнему декодеру, который должен иметь такой же вход.

Но как нет песни без баяна, так и аудиоплате не обойтись без звукового процессора.

Ассортимент последних не слишком велик: в первую очередь это процессор EMU10K1, на котором базирует- ся линейка знаменитых Sound Blaster Live! и Sound Blaster Audigy на основе EMU10K2. Два миллиона тран- зисторов и мощность вычислений, эквивалентная мил- лиарду операций в секунду обычного процессора, обес- печивают поддержку технологии трехмерного звука Emu Environmental Modeling. Вместе с Live! появился ин- терфейс EAX. Это расширение DirectSound3D позволяет при воспроизведении 3D-звука учитывать акустические свойства помещения. Так, выстрелы, сделанные в огром- ном зале и в крохотной комнате, естественно, должны и звучать по-разному. Однако в играх, написанных для прежних версий DirectX, они будут абсолютно одинако- вы. Дело в том, что во время дебюта Live! стандартные функции DirectSound3D «знать не знали» об акустике того помещения, где находятся источник звука и слуша- тель, и, следовательно, ничего не сообщали о ней звуко- вой плате. EAX решает эту проблему с помощью меха- низма реверберации (reverberation engine).

Второй по соотношению цена/качество звуковой про- цессор - Aureal Vortex 2(8830), он является конкурентом EMU10K. Процессор с эквивалентной мощностью 800 млн. операций в секунду обеспечивает одновременную обработку 96 каналов (у процессора EMU - 128). Дума- ется, игрокам хорошо известна звуковая плата на базе этого процессора - это Diamond Monster Sound MX300. Тот, кто помнит времена ISA-плат, наверняка не за- был плату Yamaha серии OPL3. А потом был выпущен процессор YMF724 для PCI-плат. Одновременно обра- батываются 64 канала, и для каждого из них предусмо- трен набор из 40 эффектов. Вот, правда, интерфейс с кодеком стандарта АС'97... Но об этом чуде техники речь пойдет чуть ниже. О других же процессорах звука мы будем говорить по мере рассмотрения новинок в среде звуковых плат.

Как ни старайся, а без упоминания интегрированного звука нам не обойтись. На системную плату мудрые руки разработчиков устанавливают специальную микросхему, способную, как правило, реализовать стандарт АС'97, к описанию добавляется ударная доза рекламной инфор- мации, и - вуаля! Очевидно, производители исповедуют тот же принцип, что и определенная часть неискушен- ных пользователей: «Играет, и ладно». Качество звуча- ния, выдаваемое подобным встроенным устройством, на хорошей аппаратуре (к коей, конечно, нельзя отнести пластмассовые коробочки за 5 долл.) будет совершенно отвратительное, но это удачно излечивается отключени- ем встроенного кодека в BIOS и добавлением PCI-платы.

Ну да хватит о неприятном. Давайте лучше о том, что следует выбирать при покупке нового «железного брата» и при модернизации старой машины. У меня за мою десятилетнюю компьютерную практику выработа- лись определенные несложные рекомендации (эка за- гнул!), которыми, пожалуй, стоит воспользоваться при выборе той или иной звуковой платы. В любом случае покупателю следует руководствоваться не только ценой устройства, но и ее прямым предназначением.

Проблема выбора

Если разделить всех пользователей на две катего- рии, то к первой можно отнести тех, для кого звук абсо- лютно несущественное дополнение к общей комплек- тации системы. Как правило, машины нужны им для офиса (не будем походя склонять пресловутую секре- таршу), где вполне достаточно встроенного звука и ка- ких-нибудь крохотных колонок. Разумеется, о качестве звучания здесь говорить не приходится по определе- нию, но для оповещения о системных событиях или для проведения конференций этого вполне достаточно.

То же самое можно сказать и о компьютере, покупа- емом для ребенка в качестве начального комплекта, - нежный детский слух еще не развращен прелестями звука Hi-Fi, а для поддержания всевозможных «стреля- лок» будет достаточно интегрированного кодека АС'97. Разумеется, в данном случае не стоит тратиться на де- шевую PCI-плату, особенно при наличии «стандарт- ных» (читай - «никаких») колонок - все равно улуч- шения качества звука не будет. А со временем, когда ма- лыш «вырастет» из более чем скромного звука, есть смысл обрадовать его ПК хорошей PCI-платой.

Ко второй категории пользователей относятся те, кого перестало устраивать звучание серых коробочек, а на дорогую акустику нет денег. Выход давно найден: на- верняка дома есть музыкальный центр с линейным вхо- дом (посмотрите за заднюю стенку аппаратуры - там должны быть гнезда-«тюльпаны» для подключения внешних звуковых источников). Находим (или покупа- ем) звуковой кабель со штекером типа «мини-джек» для подключения к выходу звуковой платы и с нужными разъемами для подсоединения к входу музыкального центра, и новая акустика готова. Даже на этой скром- ной конфигурации будут слышны все сомнительные прелести встроенного аудио - неимоверный фон, ис- кажения частотных характеристик и прочие «бяки». Тут само собой возникает желание пойти в компьютерный магазин за более пристойным вариантом звукового уст- ройства. Друзья мои, вы же знаете, что скупой платит дважды. Поскольку «революционное чудо звуковой мысли» типа ESS Solo за 7-10 у.е. способно вызвать у вас лишь чувство жалости к потерянным деньгам, то лучше уж оставить встроенный кодек - результат бу- дет тот же. На мой взгляд, наиболее удачным вариан- том станет покупка вполне добротной платы компании Creative под названием Sound Blaster 128 (часто с бук- венной приставкой ОЕМ). К плате прилагается диск с драйверами и дополнительным ПО, нередко бесполез- ным; в более дорогой коробочной версии вы получите красивое оформление и столь же яркое и бесполезное руководство пользователя. Для музыкального центра, соединенного с выходом платы, данная модель считает- ся оптимальной по соотношению цена/качество.

Теперь, если позволите, предложу вам свой вариант: дома я нашел вполне работоспособный Hi-Fi усилитель «Амфитон-002» и столь же хорошо сохранившуюся Hi- Fi акустическую систему Estonia-35АC-021. Возможно- стей имевшейся платы мне стало не хватать, и потому была торжественно куплена Sound Blaster Live! (пишет- ся именно с восклицательным знаком) - более продви- нутая версия платы компании Creative. Поверьте, что потраченные мною 35 долл. с лихвой окупились качест- вом звучания на совершенно другом уровне, будь то обычная музыка или рев танкового мотора в какой-ли- бо игрушке.

Если же у вас означенного усилителя нет и в поми- не, не стоит посыпать голову пеплом - сердце успоко- ится вложением определенной суммы в активную аку- стику. Здесь стоит четко определиться с тем, что вам нужно: комплект из шести колонок для просмотра DVD или же двухколоночный вариант с сабвуфером, этаким здоровенным ящиком с низкочастотным динамиком. Но как бы то ни было, а хорошая акустика стоит более 50 долл.

Если же вы готовы потратить лишние 110 долл. на самое прогрессивное, то выбор однозначен - Sound Blaster Audigy 2. Плата обеспечивает 24-разрядное циф- ро-аналоговое преобразование при воспроизведении с частотой дискретизации до 192 кГц при соотношении сигнал/шум 104 дБ! А ежели вы не поскупитесь и доба- вите еще 60 у.е., то ждет вас счастье в виде Sound Blaster Audigy 2 Platinum - ко всем прелестям базовой модели добавлен выносной блок управления.

Не Creativ'ом единым...

Нет, господа, фирма Creative мне не платит за рекла- му своей продукции, так что даже самым заядлым гей- мерам я могу смело рекомендовать плату Diamond Monster Sound MX300 с процессором Aureal Vortex 2. Конечно, никто не запрещает с помощью этой платы слушать и обычную музыку, однако есть одно малень- кое «но», заключающееся в частых сбоях при работе в среде Windows XP и в неважной (вернее, никакой) тех- нической поддержке производителя. Цена устройства вполне сопоставима с ценой SB Live!

А теперь обратите внимание на практически нико- му не известную линейку звуковых плат компании Philips под названием ThunderBird Avenger. Чувствуете, что звучит в ее имени? Не иначе как явный намек на мощную перспективу. Входящая в эту линейку плата PSC706 Acoustic Edge дизайном и размерами весьма смахивает на Sound Blaster Live!.

С помощью программного микшера на разъем SPDIF можно назначить переднюю или заднюю стереопару, а также сигнал DVD/AC3 Pass-Thru. Плата выдает очень мощный и прозрачный сигнал благодаря фирменным ми- кросхемам операционных усилителей на выходе - Philips есть Philips. Да и цена, установленная для платы подобно- го уровня, не так уж высока - порядка 50 долл.

Подумаем о перспективе

Не так давно Creative (снова она) выпустила модель Creative Extigy, которая относится к новому поколению звуковых плат. Это внешнее многофункциональное уст- ройство подключается к компьютеру через USB-порт и не имеет ничего общего со всем известным USB-audio доста- точно низкого качества. Предназначено оно в основном для ноутбуков. Впервые появилась возможность полу- чать в мобильных компьютерах высококачественный звук, богатство современных мультимедиа-функций и технологий пространственного звука, включая Dolby Digital 5.1. Модель Extigy будет полезна и пользователям настольных компьютеров, которые не хотят (скажем, просто ленятся) открывать крышку ПК или не могут это сделать, например из-за отсутствия свободных PCI-разъ- емов или места в корпусе. Кроме того, плату можно но- сить из дома на работу и обратно, брать с собой в коман- дировку и т. д. Ко всему прочему, Extigy можно использо- вать даже для подключения к ней обычных бытовых маг- нитофона, плеера, телевизора. Extigy может служить ста- ционарным декодером звука Dolby Digital 5.1 в домашних кинотеатрах, так как имеет встроенный аппаратный деко- дер Dolby Digital на микросхеме компании Zoran. Есть, конечно, и минус - за прогрессивные решения прихо- дится переплачивать, а далеко не каждый готов пожерт- вовать более чем 5 тыс. руб. Так что подождем, пока уст- ройство подешевеет, а в этом нет никаких сомнений.

Так что же выбрать?

Конечно же, при покупке звуковой платы, как, впро- чем, и любой другой вещи, потребители исходят из своих доходов, но... прочтите еще раз эту статью, и многое для вас прояснится. В заключение подведем некоторые итоги. Если вам, например, абсолютно все равно, насколь- ко качественный звук обеспечивает ваша система, если вы не видите разницы между звучанием обычной сте- реомагнитолы и добротного комплекта Hi-Fi (поверь- те, говорю это без какого-либо желания обидеть дан- ную категорию пользователей - сам не понимаю пси- хологию так называемых «хай-эндщиков», которые слышат звуки, в природе отсутствующие по определе- нию) или если вы купили компьютер исключительно для ребенка - смело останавливайтесь на аудиокодеке, интегрированном в системную плату. При отсутствии последнего не пожалейте пары сотен рублей на отдель- ную плату, например Genius компании KYE Systems Corp. В случае, когда вы хотите иметь что-нибудь доб- ротное и известное, но по очень демократичной цене, то требуйте от лукавых продавцов Sound Blaster 128, вполне надежную «рабочую лошадку» за четыре сотни рублей.

Для самых передовых пользователей наиболее оп- тимальным решением будет выделение из бюджета 35 у.е. для покупки платы SB Live! 5.1. Она обеспечивает изумительное качество звучания и большие возможно- сти при оцифровке музыки, особенно со старых носите- лей. Плюс ко всему дает поддержку пятиканального звука. Ею будут довольны все - и меломаны, и игрома- ны, но при наличии хорошей акустики. Для тех, кто ценит настоящее пятиканальное цифро- вое аудио и является апологетом кристально чистого зву- ка, вполне оправданным выбором станет покупка платы компании Philips. Она предоставит им массу возможно- стей и дополнительное ПО, которое само по себе стоит весьма немалых денег. А самым нетерпеливым, стремя- щимся во что бы то ни стало быть первыми всегда и вез- де, можно посоветовать расстаться с 5 тыс. руб. и стать счастливым обладателем Creative Audigy 2. Этого уст- ройства хватит надолго, и кроме того, на базе этой внеш- ней платы можно создать домашний кинотеатр. В об- щем, потраченные на нее деньги полностью окупятся.



Мир ПК №6 2003