Информационно-справочный портал MorePC.ru

10.12.2007. Проекторы для мобильных презентаций

Содержание

Planar PR6020

Сегодняшний хит-о-смотр открывает тройка наиболее компактных моделей. Все они оптимизированы для транспортировки благодаря малому весу в пределах 1–2 кг (1,25 кг у PR6020) и небольшом занимаемому объёму 2–3 дм³, под который сшита специальная сумочка. А в сочетании с относительно низкой ценой — около 1500 долл. — являются наиболее доступными решениями для мобильных презентаций.

Planar PR6020

Но это не значит, что вам придётся идти на жертвы. Все три крохотульки обладают достаточным запасом сил, чтобы зажечь интерес аудитории к вашему докладу: яркость 1200–1700 лм позволяет проецировать на экран с диаго­налью 2 м, даже не выключая свет.

Хотя, конечно, та гибкость коммутации, которая присуща их большим братьям, этими моделями не поддерживается, и никаких экстравагантных интерфейсов вы здесь не найдёте. Более того, Planar PR6020 является единственным аппаратом из трёх, который имеет встроенный динамик. И единственным, который можно подключить к компьютеру по USB, чтобы дистанционно управлять показом слайдов. В пульт ДУ, кстати, ещё встроена лазерная указка.

Заметный недостаток, который разделяет вся троица, — использование матрицы с 6-битной глубиной цвета вместо обычных 8 бит. Дабы имитировать все полагающиеся 256 градаций, каждая группа пикселей хаотично мигает, что особенно хорошо видно на тёмных участках изображения: будто смотришь фильм о жизни муравейника.

Эргономические недостатки PR6020 связаны с конструкцией объектива: чтобы сфокусировать изображение, надо вращать самый краешек. На этот же краешек надо исхитриться надеть колпачок после окончания работы; естественно, колпачок всё время отваливается.

InFocus Work Big IN12

InFocus Work Big IN12

Мал, да удал. Издалека его можно спутать с субноутбуком: 27×20×4 см. При этом внутри уместилась 200-Вт лампа, которая должна выдавать поток 2000 лм стандартно или 1600 лм в экономичном режиме (пониженный шум и увеличенный срок службы лампы). И цена этого удовольствия не содержит надбавки за миниатюризацию — вполне нормально для проекторов такого номинала, и даже дешевле некоторых крупногабаритных аналогов. Одним словом, настоящий мобильный проектор (вес менее 1,8 кг) без компромиссов между яркостью, компактностью и стоимостью.

Однако заплатить за портативность вам всё же придётся. Модель IN12 — это проектор, только проектор и ничего кроме проектора. Здесь есть лишь композитный видеовход и обычный компьютерный VGA, совмещённый с компонентным. Больше ничего нет, даже встроенного динамика — придётся использовать динамики ноутбука или дополнительные колонки.

Зато это единственная модель в хит-о-смотре, обладающая моторизованными регуляторами фокуса и зума. Поэтому быстрота настройки комбинируется с максимальной точностью. Плюс, изменение масштаба не сбивает фокусировку. Однако качество этой фокусировки отставляет желать лучшего, а в правом нижнем углу экрана размытость принимает поистине катастрофические масштабы. Не сказать, чтобы углы слайдов часто содержали важную информацию, но впечатление всё-таки портится.

И локализация подкачала. В экранном меню вообще не поддерживается русский язык. А печатную памятку и электронное руководство переводили люди явно далёкие от великого и могучего.

Toshiba TDP-P8

После знакомства с компактной моделью InFocus начинает казаться, что дальше миниатюризировать некуда. Правда, мы уже встречались с полукилограммовым проектором Toshiba TDP-FF1 (см. «Мир ПК», № 6/08). Но тот был совсем уж слабоват: с его яркостью разве что ночью под одеялом книжки читать или фильмы смотреть, тем более что он от аккумулятора способен работать.

Toshiba TDP-P8

А здесь вполне нормальный аппарат с реальным световым потоком даже чуть больше заявленных 1500 лм. Он весит всего 1 кг и требует гораздо меньше площади, чем его соперник из InFocus, но из-за большей высоты будет занимать в сумке примерно тот же объём.

Список интерфейсов состоит не только из джентльменского набора в лице VGA и CVBS, но также включает в себя S-Video и сервисный порт USB. При подключении последнего к компьютеру можно выполнять нехитрые действия вроде управления мышью и прокрутки экрана с помощью пульта ДУ. Причём ради сокращения количества кнопок на пульте, для управления компьютером используются те же клавиши, что и для настройки проектора: основным режимом является компьютерный, а чтобы временно переключиться на регулировку проектора, надо нажать специальную кнопку. В эту кнопку встроен индикатор: он горит, когда включён режим управления проектором.

Вообще, пульт ДУ реализован довольно любопытно — в виде мобильного телефона-раскладушки. Под откидывающейся панелью спрятаны наименее популярные функции: вызов меню, выбор источника сигнала, включение-выключение. Две вещи так и остались непонятными. Во-первых, есть датчик раскладывания пульта, но он ни на что не влияет и не документирован. Во-вторых, то, что в документации называется индикатором передачи команд (то есть подтверждением нажатия кнопок), на самом деле является индикатором работы лазерной указки — как будто без этого не понятно, включена ли сейчас указка.

Общий минус всех этих малюток — высокий нагрев. Пространство внутри корпуса забито под завязку. Вентилятор слишком быстро вертеть тоже не хочется из-за возникающего шума. Поэтому выходящий воздух имеет температуру 90–110 °C, тогда как во многих полноформатных моделях менее 70 °C. Сидеть рядом с такой печкой не очень весело.

Toshiba TDP-EX20

Модель EX20 продолжает праведное дело по сближению проектора с экраном, которое мы ранее рассматривали на примере видеокомбайна ET20 (см. «Мир ПК», № 5/07). Благодаря необычайно широкому углу объектива этот проектор позволяет получать изображение высотой 1 м с расстояния 1 м. При таком раскладе нетрудно заразиться опасением, что освещённость экрана будет слишком неравномерной — ведь даже у обычных систем она прилично «гуляет». Но нет, тошибовским инженерам удалось так откалибровать свою технику, что отклонение от средней освещённости даже меньше, чем у всех прочих участников рейтинга, кроме разве что самой-самой узкоугольной модели (InFocus).

Toshiba TDP-EX20

Несмотря на этикетку «Не для ввоза в Россию», в коробке обнаружился диск с документацией на русском языке. Но всё-таки, наверное, представленный на тестирование экземпляр был не совсем готовым к продаже, потому как любая попытка настройки с помощью веб-интерфейса приводила к падению веб-сервера. Зайдя в консоль telnet, обнару­жили там Windows CE 6.0 и смогли перезапустить веб-сервер, но толку-то? Он продолжал падать. Журнал работы веб-сервера пролил свет на первопричину сбоев (невозможность инициализации библиотек безопасности), однако устранить её самостоятельно было нельзя.

И тогда возник вопрос, а что ещё можно сломать? Тем более что проектор в конфигурации по умолчанию позволяет входить в административную консоль кому угодно, и само наличие этого «чёрного входа» никак не документировано, а возможность установки пароля на него, похоже, не предусмотрена. Поскольку в числе доступных из консоли программ нет ничего для работы с сетью, хакеру трудно будет использовать эту машину для чего-либо серьёзного. Но испортить сам проектор, видимо, можно: у нас получалось и создавать файлы, и удалять их.

В прошлом обзоре за подобное наличие недекларированных возможностей от нас крепко досталось аппарату Acer PD525PW — там вообще нельзя было шифровать радиоканал. Здесь, напротив, поддерживается самый современный протокол защиты WPA2. И пароль на проведение сетевой презентации можно потребовать, и пароль на веб-интерфейс, и пароль на включение проектора, и даже заблокировать пульт ДУ или кнопки на корпусе. Но вот обе консоли, telnet и PJLink, всё равно остаются открытыми, если вы хоть как-то подключены к сети. В итоге, аппарат получает всего 59 баллов за функциональность, что значит «рекомендовать к покупке не можем».

Будем надеяться, что вскоре оплошности будут устранены, потому что модель TDP-EX20 по всем статьям многообещающая. Она уже поддерживает встроенные функции Windows Vista для сетевой презентации — пользователям новой ОС для этого больше не требуется фирменная утилита. И показ картинок с USB-брелока имеет исключительно дружественный интерфейс. И пульт ДУ здесь такой же забавный, как у TDP-P8: тоже в виде телефона, только ещё с цифровыми клавишами, благодаря которым ввод цифр и букв (пароль, настройки сети) становится проще простого. И управление компьютером осуществляется не через проектор, а с помощью отдельного выносного ИК-приёмника: это не только интуитивно понятнее — направлять пульт на компьютер — но и позволяет приме­нять ПДУ, даже когда проектор выключен. А выклю­чается он, кстати, всего за 7 секунд.

Optoma EP773

Торговая марка Optoma, видимо, всё ещё не воспринимается российским потребителем как одна из основных, даже несмотря на распространённость этой продукции под другими брэндами (взять хоть те же Rover DX2200 из прошлого обзора или Planar PR6020 из нынешнего). Иными причинами сложно объяснить наличие на рынке 3500-лм модели по символической для аппаратов такого уровня цене 1600 долл.

Optoma EP773

И речь не идёт о каком-то «бюджетном переростке» с высокой яркостью, но без надлежащей функциональности. Как раз наоборот, благодаря оснащению цифровым интерфейсом DVI это устройство позволительно отнести к наиболее прогрессивным. (Да, увы, несмотря на более чем 8-летнюю историю DVI и почти полный переход плоских мониторов на цифровые интерфейсы, включая новый HDMI, изготовители проекторов до сих пор преподносят эту саму собой разумеющуюся технологию как некий признак элитарности.)

К чести компании Optoma следует признать, что её подозрительно заманчивое предложение оказалось редким примером честности: 3,2%-ное несоответствие заявленным 3500 лм — это в пределах погрешности измерения. Как следствие, аппарат EP773 занял высшую ступень пьедестала, разделив его с «4000-лм» моделью Sanyo и, с большим отставанием, «3500-лм» моделью Epson — обе которые стоят почти вдвое дороже.

Естественно, абсолютно из одних достоинств ни один реальный продукт состоять не может, особенно недорогой. Здесь нет независимой регулировки фокуса и зума: изменение одного обязательно нарушает другое. Дизайн корпуса может показаться грубоватым, да и вес не из самых маленьких. Диапазон регулировки наклона с помощью ножек не превышает 7°, тогда как у других моделей 9–14°. Для кого-то это несущественно, но согласитесь, удобства не бывают лишними.

В качестве сервисных портов можно использовать RS-232 с разъёмом DIN-3 и обычный USB. При подключении к компьютеру активируется управление мышью и клавишами PgUp/PgDn с помощью пульта ДУ, который также оснащён лазерной указкой. Когда используется интерфейс USB, в списке устройств Windows может появляться «Неизвестное устройство», для которого не предлагается никаких драйверов — просто игнорируйте его.

Sony VPL-CX155

В общем и целом к этому аппарату применимы все те эпитеты, которыми мы одарили его родствен­ника VPL-CX63 (см. «Мир ПК», № 6/07). То есть дорого и сердито. Никаких сверхъестественных возможностей — просто имиджевая модель с лампой высокой мощности. Не для тех, кто любит проводить первую пару дней, играясь с настройками в поисках «святого Грааля». Не для тех, кто согласен, чтобы аудитория вместо прослушивания доклада разглядывала некий технологический натюрморт с необычным дизайном и кучей бесполезных кнопочек. Для тех, кто хочет просто подключить ноутбук и начать презентацию.

Sony VPL-CX155

Это не значит, конечно, что в меню мало настроек — как минимум для проведения тестирования, имеющихся возможностей регулировки оказалось достаточно. Даже более того, помимо вертикальной корректировки трапеции есть ещё горизонтальная (не автомат).

К сожалению, по части консервативности функций фирма Sony порой перегибает палку. В первую очередь к таким перегибам надо отнести отсутствие цифрового входа. Таким образом, единственный способ отстраниться от проблем с синхронизацией сигнала и передавать изображение в нетронутом виде — режим показа по сети. Даром что модель CX155 лишена беспроводного интерфейса, она принадлежит к числу тех редких исключений, когда сетевая презентация допускается по Ethernet. Утилита для сетевой трансляции не выбивается из общего стиля максимальной простоты: даже комментировать нечего. Единственный спорный момент — разрешение экрана докладчика насильно меняется, чтобы соответствовать разрешению проектора.

В помощь тем, кому приходится управлять несколькими проекторами, на пульте ДУ есть переключатель: каждая из трёх позиций позволяет указать одно подчинённое устройство. А вот перегружать пульт кнопками, которые не используются (моторизация объектива и пр.) — это зря. Зато ручное управление объективом заслуживает похвалы за высокую точность регулировки и затруднённость нечаянной расстройки.

Sanyo PLC-XU110

За исключением гипер-мега-функциональной модели Epson EMP-1815 (см. «Мир ПК», № 11/07), этот аппарат является самым дорогим из представленных в обзоре. Может, у него и нет объектива с 1,6-кратной трансфокацией, зато мощность лампы 300 Вт — а это даёт разработчикам основание декларировать световой поток 4000 лм. В реальности, правда, нам удалось выжать из него менее 3200 лм, но и такой результат можно назвать одним из лучших в общем зачёте. И даже самым лучшим среди проекторов, построенных по техно­логии LCD.

Sanyo PLC-XU110

Режим сетевой презентации реализован вполне стандартно, то есть даёт большую нагрузку на центральный процессор и при этом всё равно не обеспечивает гладкой смены кадров. Единственный положительный момент — так это качество изображения: оно полностью повторяет оригинал, поскольку не используется сжатие с потерями. Впрочем, отсутствие подобного сжатия не мешает держать сетевой трафик в пределах 1 Мбит/с. Помимо монопольного использования одним докладчиком, с помощью утилиты NetworkModule Moderator можно организовать поочерёдное выступление нескольких участников встречи или учеников класса. Сетевая презентация поддерживается только по беспроводному подключению; через кабельный порт можно лишь проводить настройку (с помощью веб-интерфейса или по протоколу PJLink).

Недопониманием кончилась попытка включить шифрование радиосвязи: здесь вроде бы есть поддер­жка WEP, но пока точка доступа не была переведена в режим открытой системы, видеть они друг друга не хотели. Не исключено, что дело во взаимной несовместимости двух конкретных устройств, но лучше всё-таки прояснить этот вопрос перед покупкой.

Модуль Wi-Fi можно изъять со своего места, и вставить вместо него обычный USB-брелок памяти. Просто записанные на этот диск картинки проектор показывать не хочет — только те что перечислены в специальном индексном файле, который создаётся с помощью утилиты Slide Converter. Также эта программа помогает автоматизировать превращение презентаций PowerPoint в готовые слайды JPEG. Учтите, что если исходное изображение не вписывается в габариты 1024×768, оно будет сплюснуто в принудительном порядке.

Другой порт USB предназначен для подключения к компьютеру. При этом пульт ДУ начинает имитировать мышь и клавиши прокрутки. Кроме компьютерного курсора, пульт может управлять экранным курсором самого проектора и применяться как лазерная указка.

Среди курьёзных особенностей XU110 нельзя не отметить наличие «противоугонной сигнализации». В проектор встроен датчик вибрации, и если аппарат начинают двигать при выключенном питании, то через некоторое время он включит сирену. Отменить тревогу можно только зная PIN-код. Хотя, конечно, серьёзной помехой для опытных похитителей это не станет, так как громкость сигнала не намного превышает звонок мобильного телефона. Однако вполне может сойти за средство от шаловливых ручонок, норовящих без разрешения трогать дорогую технику.

На общем положительном фоне этакой ложечкой дёгтя оказалось экранное меню. Функций-то много, но все они обозначаются маленькими условными значками. Для настройки каждого элемента открывается одно каскадное подменю, а то и целых два. Причём некоторые функции, даже не очень связанные между собой, используют общие каскадные подменю. Одним словом, даже выбрав индикацию на русском языке, заблудиться в этих джунглях проще простого.

Табл. 1. Основные характеристики
Модель Цена, долл.¹ Оценки Доп. интер­фейсы³ Сервисные порты
итого­вая² каче­ство функ­ции удоб­ство кач-во / цена
Optoma EP773 1600 83 92 76 74 83 DVI-D, VGA-In/Out USB, DIN-3
Sanyo PLC-XU110 2900 83 90 89 78 68 DVI-I, VGA-In/Out, Wi-Fi, USB LAN, DIN-8
Epson EMP-1815 3300 82 83 93 82 65 VGA-In/Out, Wi-Fi, USB, CF LAN, USB, DB-9
Acer PD525D (№ 1/07) 1300 79 82 76 73 82 DVI-D, Wi-Fi LAN, USB, DIN-8
Sony VPL-CX155 2500 78 82 78 75 69 VGA-In/Out, LAN DB-9
Toshiba TDP-EX20 2100 76 86 59 76 71 VGA-In/Out, Wi-Fi, USB LAN, DB-9
Toshiba TDP-P8 1520 74 72 67 81 77 нет USB
ViewSonic PJ400 (№ 1/07) 720 72 70 66 72 90 нет DB-9
Planar PR6020 1500 70 65 67 77 76 нет USB
InFocus Work Big IN12 1420 70 60 69 82 77 нет нет

Примечания.

  1. Цены приведены по состоянию на октябрь 2007 г.
  2. Составляющие итоговой оценки: качество изображе­ния — 40 %, удобство эксплуатации (эргономика и дизайн) — 25, функциональные особен­ности — 20, оправданность цены — 15 %.
  3. Все модели оснащены входами VGA, S-Video (за исключением InFocus IN12), CVBS (композитный) и умеют использовать один из входов VGA как YCbCr/YPbPr (компонентный). Если порт LAN не поддерживает сетевую презентацию, то есть служит лишь для настройки, то он обозначается как сервисный.
Табл. 2. Качество изображения
Модель Матрица Чёткость Световой поток Контраст
тип б/п разреш., пикс. сигнал средний, лм нерав­номер­ность, %. одновр. динам.
(1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8)
Acer PD525D DLP 8 1024×768 цифр. 2300 н/д н/д 1530:1
Epson EMP-1815 LCD 8 1024×768 аналог. 2800 −35…+9 110:1 580:1
InFocus IN12 DLP 6 1024×768 аналог. 1750 −17…+7 110:1 1600:1
Optoma EP773 DLP 8 1024×768 цифр. 3400 −38…+12 115:1 1680:1
Planar PR6020 DLP 6 1024×768 аналог. 1250 −39…+23 110:1 950:1
Sanyo PLC-XU110 LCD 8 1024×768 цифр. 3200 −29…+8 80:1 390:1
Sony VPL-CX155 LCD 8 1024×768 аналог. 2400 −31…+9 115:1 590:1
Toshiba TDP-EX20 DLP 8 1024×768 аналог. 2000 −18…+7 135:1 1650:1
Toshiba TDP-P8 DLP 6 1024×768 аналог. 1550 −39…+28 125:1 1700:1
ViewSonic PJ400 LCD 8 800×600 аналог. 1400 н/д н/д 290:1

Примечания.

  1. Технология формирования изображения: LCD — три матрицы жидких кристаллов, DLP — матрица отклоняющихся зеркал с цветовым колесом.
  2. Глубина цвета, бит на пиксель в каждом цветовом канале: 8 — полноцветное изображение, 6 — имитация большой глубины цвета с помощью смешения оттенков (шум).
  3. Разрешающая способность матрицы.
  4. Тип сигнала, применявшийся при тестировании: для моделей с интерфейсом DVI — цифровой (полное отсутствие шумов), для моделей с VGA — аналоговый (чёткость и шумы зависят от качества синхронизации сигнала).
  5. Световой поток, измеренный по методике ANSI (рис. 1а) — именно на эту методику ссылается большинство производителей.
  6. Максимальное отклонение от средней освещённости экрана.
  7. Одновременный (фактический) контраст проецируемого изображения с учётом рассеивания света в оптической системе (рис. 1б). Характеризует качество отображения больших тёмных объектов. Для отдельных чёрных пикселей на белом фоне, таких как текст, эта величина ещё меньше.
  8. Полный (максимальный) контраст матрицы — отношение яркости белого экрана к яркости чёрного. В спецификациях указывается именно это значение.

Рис. 1. Схема измерения светового потока (слева) и контраста (справа)

Световой поток вычисляется как произведение средней освещённости экрана в точках 1–9 на площадь экрана. При определении неравномерности засветки также используются точки 10–13.

Одновременный контраст равен отношению средней яркости белых участков к средней яркости чёрных участков.

Табл. 3. Проекционные характеристики
Модель Дистанция, м Верт. угол объек­тива, гр Краность увеличения Сдвиг оси Наклон, гр
(1) (2) (3) (4) (5)
Acer PD525D 1,5–12 38–45 1,20 2,2 0…11
Epson EMP-1815 0,8–15 30–42 1,60 1,7 0…10
InFocus IN12 0,9–12 39–54 1,38 1,9 0…13
Optoma EP773 1,2–12 40–48 1,27 2,3 0…7
Planar PR6020 1,5–10 42–46 1,10 2,2 0…7
Sanyo PLC-XU110 1,3–10 36–43 1,20 1,7 0…10
Sony VPL-CX155 1,2–10 42–50 1,20 1,8 0…12
Toshiba TDP-EX20 0,5–1,5 97 нет 2,3 0…14
Toshiba TDP-P8 1,5–12 41–46 1,14 1,7 0…8
ViewSonic PJ400 1,4–7,4 39 нет 1,8 0…9

Примечания (см. также рис. 2).

  1. Рекомендуемое расстояние проецирования (определяемое световыми характеристиками) и расстояние фокусировки (определяемое возможностями объектива) могут значительно различаться.
  2. Широкоугольный объектив обеспечивает заданную площадь проекции с меньшего расстояния, но равномерность засветки экрана обычно лучше у длиннофокусных оптических систем и с большим сдвигом.
  3. Диапазон трансфокации: отношение линейного размера изображения при максимальном увеличении к размеру при минимальном увеличении (на равном удалении от экрана).
  4. Больший сдвиг предпочтительнее, когда проектор расположен на столе близко к экрану, а экран относительно высоко.
  5. Диапазон регулировок с помощью передних ножек.

Рис. 2. Схема проецирования

Самсонов А.

Выражаем благодарность за предоставленные образцы компаниям Epson, CTC Capital и Цифровые системы.