MorePC - Главная страница


О сайте

Регистрация

Обратная связь

Реклама на сайте

Публикации на сайте

Карикатуры

  Категории СВТ     Тесты и методики испытаний     Новости СВТ     Проблемы информатизации     Форум     Опросы     Словарь     Поиск  

     Мониторы : ЭЛТ : Теория  

Предлагаем Вашему вниманию статьи по информационной безопасности.

07.04.2003. Топ-модель: 19 дюймов

версия для печати

Хотя стандартом для издательских приложений считается монитор с диагональю не менее 21 дюйма, во многих случаях (например, для работы дома) оптимальным выбором оказываются 19-дюймовые аппараты — при меньшей площади экрана они в два-три раза дешевле.

Покупка профессионального ЭЛТ-монитора — процесс почти ритуальный. Выбор производителя часто предопределен (играют роль личные предпочтения, финансовые возможности, опыт или знакомства в сфере дистрибьюции), но поиск конкретного экземпляра может затянуться. Малозначительные на первый взгляд отклонения при сборке способны привести к катастрофическим, с точки зрения профессионала, последствиям.

В поисках топ-модели


LG Electronics Flatron F900P

Внушительный ассортимент ведущих производителей мониторов вселяет хаос в головы потенциальных покупателей. Но это поначалу. Из-за высоких требований к точности настройки и качеству профессиональных аппаратов в бесконечных списках находится лишь одна-две модели соответствующего уровня. Разработчики этого не скрывают, периодически заявляя об очередной замене топ-модели своей продуктовой линейки.

Профессиональные аппараты для использования в приложениях дизайна, графики и, соответственно, в сфере допечатной подготовки предлагают на российском рынке 14 производителей: CTX, Eizo Nanao, Greenwood, Hansol, Iiyama, LaCie, LG Electronics, Maxdata, NEC-Mitsubishi, Philips, RoverScan, Samsung, Sony и Viewsonic. Успешное развитие ЖК-технологий, усиление конкуренции и смена маркетинговых приоритетов привели к тому, что с рынка ЭЛТ-моделей ушли Hitachi и Panasonic, заявила о прекращении производства трубок с диагональю менее 21 дюйма Sony. Но именитая компания решила отдать «прощальный поклон»: в сводной таблице присутствует модель экономического класса CPD E-450, поставки которой прекратятся в начале лета текущего года. Все представленные аппараты имеют абсолютно плоский экран.

Технологический спор


Mitsubishi DiamondTron 930SB
Анализ состава «сборной мира» показывает: явное преимущество на стороне поставщиков трубок с апертурной решеткой. Конкуренты здесь те же: NEC-Mitsubishi и Sony, на кинескопах которых (DiamondTron и FD Trinitron) построено большинство рассматриваемых аппаратов. ViewSonic предлагает собственный технологический вариант популярной технологии — кинескопы PerfectFlat. Монитор Hansol 920P имеет кинескоп с теневой маской. Остальные оборудованы трубками с щелевой маской — компромиссным техническим решением, объединяющим преимущества теневой маски и апертурной решетки. Подобными кинескопами DynaFlat компании Samsung оснащены аппараты Maxdata, RoverScan и Samsung. Есть в таблице еще один представитель данной технологии — Flatron F900P от LG Electronics, построенный на базе трубки, разработанной консорциумом LG.Philips.

Конфигурация щелевой маски — симбиоз двух технологий: теневой маски и апертурной решетки
Особенность кинескопов с апертурной решеткой — повышенная яркость и насыщенность изображения; этому способствует прохождение электронного луча сквозь длинные просветы между вертикально расположенными нитями решетки. Трубки с теневой маской (своеобразного металлического «сита» из многочисленных отверстий, расположенного перед пятнами люминофора), при меньшей яркости, отличают более четкая фокусировка и повышенная детализация изображения. При щелевой маске отверстия трансформированы в прямоугольные щели конечной длины — своего рода «теневой массив» из множества элементарных апертурных решеток.

Разумное разрешение


Viewsonic P95f+

Одна из основных характеристик монитора на базе электронно-лучевой трубки — его рекомендованное разрешение. Чем оно выше, тем более информативен экран. Хотя в отличие от ЖК-дисплеев ЭЛТ-аппараты способны с хорошим качеством «держать» широкий диапазон графических режимов, существуют ограничения. Корни их лежат в хорошо известном, но не всегда четко представляемом алгоритме работы трех электронных пушек аналогового дисплея (см. врезку «Экранный марафон»).

Работу на максимальном разрешении, величина которого указывается в спецификации, трудно назвать комфортной. Изображение детализируется модуляцией управляющих импульсов с частотой, превышающей шаг люминофора. Одно из последствий — «обрезание» модуляционных фронтов электронного луча краями теневой маски или апертурной решетки, следовательно, размытие картинки. Работать в таком режиме можно лишь при необходимости размещения на экране максимального числа текстовых окон.

Учитывая сходность размеров видимой области экрана, рекомендованное разрешение для абсолютного большинства рассматриваемых аппаратов — 1280 x 1024. (Обратите внимание, что соотношение сторон при рекомендованном для большинства 19-дюймовых моделей разрешении 1280 x 1024 составляет 5:4, а видимой области экрана ЭЛТ-монитора — 4:3. Это обязательно следует учитывать при настройке геометрии — расположив картинку точно под край, вы получите слегка растянутое по горизонтали изображение.) И лишь для дисплеев Samsung (в качестве второго значения) и ViewSonic P95f производители указывают 1600 x 1200.

Экранный марафон

Упрощенно процесс формирования изображения на экране ЭЛТ-монитора выглядит так. Установленная в компьютере видеоплата передает в монитор базовый прямоугольный сигнал, соответствующий выбранной частоте строчной развертки, — по одному импульсу на каждую строку экрана. По его длине распределены управляющие импульсы второго уровня, отвечающие за формирование строчных пикселей, — импульсы частоты обновления пикселей.

Поскольку экранные пиксели состоят из трех субпикселей, формируемых путем «поджигания» электронным лучом люминофоров красного, зеленого и голубого цвета, то подаваемые на видеоусилители сигналы (в промежутках между импульсами строчной частоты) специальным образом модулируются — им придается заданная амплитуда определенной длительности, соответствующая требуемому уровню свечения люминофора каждого цвета.

Очень интересные импульсы, особенно первый…
Размытые передние и задние фронты получаемых импульсов видеосигналов — следствие низкой полосы пропускания монитора

По мере пробегания луча по теневой маске или апертурной решетке (скорость и направление задаются схемами отклонения луча с помощью кадровых и строчных импульсов) он корректируется модулированными видеосигналами цветовых каналов в соответствии с заложенным в видеокарту «планом люминофорной местности». Когда информация о «плане местности» искажена (например, в передающем кабеле возникли помехи) или допущены погрешности при изготовлении монитора (смещена теневая маска или апертурная решетка, люминофорное покрытие неравномерно), происходит отклонение луча от заданной точки падения. Результат очевиден — цветовое размытие, нарушение сведения и фокусировки. К нарушению цветовой гаммы и размытию приведет искажение модулированных видеосигналов из-за невысокой полосы пропускания или помех. Если же все условия выполнены, картинка должна быть идеальной.

Изложенное в наибольшей степени справедливо для рекомендованного разрешения — когда (по крайней мере, теоретически) обеспечивается точное соответствие между количеством пятен люминофора (шаг смещения приведен в таблице) и адресуемых пикселей по горизонтали и вертикали. Оценить величину рекомендованного разрешения можно самостоятельно, поделив размеры прямоугольника видимой области экрана на шаг люминофора. Как правило, это значение немного больше соответствующей величины, указываемой в спецификации. Прекрасные результаты покажет монитор и при разрешении, меньшем рекомендованного — число модуляций сигнала сократится, а их протяженность будет рассчитана сразу для нескольких пятен одноцветного люминофора.

Назад

Предъявите пропуск!

Тесно увязаны с разрешением дисплея его частотные характеристики. Даже при отличных конструктивных параметрах (малом шаге люминофора, большой видимой области экрана) их реализация может оказаться спорной при малой полосе пропускания аппарата. Когда она невелика, управляющие электронные схемы не смогут вовремя и с должным качеством «перерисовать» пиксели. Правда, зачастую «крайним» оказывается не монитор — свой вклад в снижение полосы пропускания вносят плохой кабель, большая удаленность компьютера, электромагнитные помехи.

Не существует и общепринятых требований к оценке полосы пропускания. Производители не оговаривают, при каком уровне спада амплитудно-частотной характеристики трубки определяется этот показатель. Чем больше спад, тем выше заявляемая полоса. Впрочем, ориентировочно она оценивается по частоте обновления пикселей, которая примерно в 1,5 раза меньше. Величина ее определяется умножением максимального количества пикселей по вертикали и горизонтали на значение рекомендованной частоты кадровой развертки.

Хорошие частотные характеристики позволяют заявить большие максимальные разрешения. И хотя работать на таких режимах порой не слишком комфортно, несомненное преимущество высоких кадровых частот — гарантированное отсутствие мерцания экрана на предельных разрешениях. Традиционно считающееся приемлемым по всем эргономическим стандартам значение — 85 Гц. Выбор большей частоты нецелесообразен, поскольку резко возрастают требования к полосе пропускания монитора.

В результате, желание «подстраховаться» (хотя 85 Гц вполне достаточно) часто приводит к смазыванию картинки из-за искажения видеосигналов.

Луч почти не виден


Sony CPD E-450

Другой определяющий разрешение монитора фактор — шаг люминофора. Успехи двух технологических направлений не позволяют говорить о явном превосходстве одного из них. Надо учитывать и различные методики расчета шага — в случае теневой маски может указываться расстояние между пятнами люминофора не по диагонали, а по горизонтали (что меньше). Иногда в качестве шага принимается расстояние между ближайшими пятнами люминофора разного цвета. Снижение шага и т. н. жесткий люминофор (с высоким уровнем порога зажигания) предъявляют высокие требования к форме и позиционированию электронного луча. При работе с люминофором малого шага пушки должны генерировать очень узкие и интенсивные электронные лучи.

Компании NEC-Mitsubishi и Sony пошли схожими путями — установили в своих кинескопах (Sony FD Trinitron SAGIC и Mitsubishi DiamondTron M2-UNX) двойную систему фокусировки лучей (так называемый двойной набор электромагнитных «линз»), сужающую пятно луча и устраняющую «ореол» при зажигании люминофора. Трубки именно такого типа используются во включенных в сводную таблицу мониторах. Одно из маркетинговых названий — DiamondTron U2 (устанавливается в аппараты компании Iiyama).


Легирование катода вольфрамом в пушке FD Trinitron

Вторым решением явилось легирование катода трубки тугоплавким вольфрамом, что попутно подняло ресурс кинескопа. Дабы количество испускаемых электронов не уменьшалось, легирование увеличивает полезную площадь катода. Достигается это созданием пористых вольфрамовых структур, насыщенных традиционным катодным материалом — барием. Специалисты Sony подчеркивают, что эмиссия электронов даже увеличилась, позволив до предела «обрезать» с боков луча электроны и сформировать узкий тонкий электронный пучок.


Двойной набор «линз» в трубке Mitsubishi DiamondTron UNX позволил максимально сократить размер формируемой электронным лучом точки и в значительной степени убрать «ореол»

Светить — ярко?


Samsung SyncMaster 959NF
Хотя, в отличие от жидкокристаллических, яркость ЭЛТ-мониторов никогда не заявлялась в спецификациях, сейчас на рынок продвигаются модели с ее повышенными значениями. Речь идет о режимах для просмотра видеофильмов. Они носят различное название (OPQ у Iiyama, SuperBright у Mitsubishi, LightFrame у Philips, Highlight у Samsung), но суть одна — в заданной области или по всему экрану увеличивается интенсивность свечения. В аппаратах Samsung, например, до 330 кд/м². В профессиональных издательских приложениях режим особого смысла не имеет, поскольку приводит к сужению воспроизводимого цветного спектра — это наглядно видно из соотношений координат цветового пространства HSL (Hue, Saturation, Luminance). Кроме того, постоянная работа одних и тех же участков экрана в режиме повышенной яркости вполне может привести к выгоранию люминофора.

Управление цветом

Важнейший показатель монитора для дизайна и графики — его цветопередача. В ее основе множество характеристик, в том числе широта пользовательских настроек. Ключевые — цветовая температура, сведение, фокусировка и чистота цвета (англ. landing, приземление луча). Первая обеспечивает верное цветовосприятие, определяя соответствие реальным условиям освещения. В полиграфии чаще всего используются значения 5000 и 6500 К. Вследствие различий в характеристиках люминофора и аппаратных настроек мониторов, функция плавной корректировки цветовой температуры незаменима. Осуществляется она изменением интенсивности излучения пушек в процентах с пульта управления дисплея. В некоторых аппаратах (например, Samsung SyncMaster 957MB) проводится только по двум цветовым каналам — R и B.


Iiyama Vision Master Pro 454

Для подавляющего большинства стандартно устанавливается три температуры (обычно — 5000 или 5500, 6300 или 6500 и 9300 К), реже — две. Есть отдельный режим установки параметров sRGB, при выборе которой значения R, G, B, яркости и контраста фиксируются. Плавную настройку имеют аппараты Iiyama, LaCie, Mitsubishi, NEC, Philips, RoverScan, Samsung, Sony, у некоторых она ступенчатая. Например, шаг приращения температуры в Eizo Nanao FlexScan T766 — 500 К. Кстати, его отличает самый широкий диапазон регулируемых температур — от 4000 до 10'000 К.

Очень тесно к настройкам цветовой температуры примыкает функция аппаратной регулировки точек «черного» и «белого» цветов. Фактически — нижнего и верхнего уровней излучений электронных пушек. Доступны параметры gain (усиление яркости канала) и cutoff (минимальный уровень свечения) только в Eizo Nanao FlexScan T766. Они полезны тем, что на аппаратном уровне задают динамический диапазон цветового пространства монитора.


RoverScan 119PS

Отсутствие цветового ореола вокруг контуров изображений и смазанности картинки определяется качеством сведения лучей. Такая функция есть во всех аппаратах за исключением Hansol и Maxdata. Правда, выполняется лишь по вертикали и горизонтали, разбиения по зонам экрана, как в 21-дюймовых мониторах, здесь нет. Регулировать фокусировку могут лишь владельцы Samsung SyncMaster 9595NF и Viewsonic P90f. Носит она ограниченный характер, является динамической и не всегда помогает справиться с проблемами, например, горизонтальной расфокусировкой на краях экрана. Настройка чистоты цвета в углах экрана, компенсирующая влияние электромагнитного поля Земли, есть в устройствах Greenwood, Iiyama, LG Electronics, Mitsubishi, RoverScan и Samsung.

Большое значение имеют функции автоматической цветовой подстройки, которой оснащены мониторы Eizo Nanao и Philips. Она заключается в корректировке цветовой температуры и яркости по мере снижения яркости кинескопа (как известно, срок жизни трубки заканчивается при падении яркости до 50 % от исходной величины). На экране отображаются эталонные черные и белые области, производится промер интенсивностей тока лучей R, G и B. После сравнения величин с эталонными происходит очередная корректировка текущих настроек на аппаратном уровне.

Удобна регулировка гамма-функции в пользовательском меню Iiyama Vision Master Pro 454. А разработчики Eizo Nanao включают в комплект поставки программную утилиту Active Gamma, записывающую корректировки в память видеоплаты.

Эта непростая калибровка


LaCie electron 19 blue IV

Все эксперты утверждают, что добиться за счет цветовой калибровки идеального совпадения цветов печатного оттиска и изображения на экране 19-дюймового монитора невозможно. Андрей Гайда, технический специалист компании «Терем», откалибровавший не один десяток дисплеев, говорит, что достичь идеального результата ни разу не удавалось. Основная причина — постоянный дрейф электрических параметров кинескопа. Поэтому, говорит он, большинство профессиональных пользователей мирится с некоторой разумной величиной этого дрейфа, держа в голове только им известные поправки.

Вероятно, поэтому, а также из-за узости рынка профессиональных мониторов многие поставщики не предлагают готовых решений по цветовой характеризации. Исключения — компания Samsung, дающая в стандартной поставке программный пакет Natural Color, и LG Electronics с Viewsonic (программу Colorific фирмы E-Color).


Программа Natural Color компании Samsung предусматривает настройку гамма-функции монитора


Программа E-Color Colorific настраивает цветовую температуру дисплея и корректирует значение гамма-функции по каждому цветовому каналу


Спектрофотометр GretagMacbeth Eye-One

Порой инициативу берут на себя дистрибьюторы. Российские партнеры Iiyama и Mitsubishi дополнительно предлагают клиентам колориметр Pantone Spyder компании ColorVision и спектрофотометр Eye-One от GretagMacbeth. Первый поставляется в двух версиях — PhotoCal и OptiCal, предварительно настраивающих яркость, контрастность и цветовую температуру, калибрующих и создающих цветовой профиль. Полезна функция Colorimeter в версии OptiCal, измеряющая прямо на экране значения «точки белого».

Компания LaCie предлагает решение для аппаратной калибровки монитора electron blue IV. С помощью колориметра blue eye, подключаемого через порт USB, результаты калибровки записываются в память монитора, а не видеоплаты, как обычно. Благодаря этому динамический диапазон не урезается, ведь программным способом управляющие сигналы дисплея можно ослабить, но не усилить. При аппаратной калибровке настройки сохраняются в системе программирования видеоусилителей дисплея.


Pantone Spyder крепится к экрану монитора с помощью трех мощных «присосок»

Колориметр Pantone Spyder OptiCal дает возможность не только откалибровать монитор и создать цветовой профиль, но и откорректировать его.

Вблизи и издалека

Мощный внешний фактор, влияющий на работу монитора, — качество соединения с компьютером. Представленные аппараты традиционно оснащены 15-контактным разъемом D-Sub. Далеко не все поставщики полагают, что обязательный признак профессионального монитора — пять входов BNC — привлекает потребителя. Вероятно, это оправданно, если учитывать сетования на трудности «добывания» качественного кабеля. Но подключение монитора к двум компьютерам одновременно — несомненный плюс, особенно для дорогих аппаратов, оснащенных средствами цветовой калибровки и функцией сохранения пользовательских настроек. Поэтому удобен Iiyama Vision Master Pro 454, оснащенный сразу двумя разьемами D-Sub.

Часто (см. таблицу) аппараты оборудуются концентраторами USB (на четыре входа), что заметно поднимает комфортность работы. Philips, Samsung и ViewSonic предлагают концентратор в качестве дополнительного устройства.

Одно из важных удобств — удаленная настройка параметров монитора. Нередко она воспринимается как не заслуживающая внимания «игрушка», но это неверно. При реализации интеграционных проектов Mitsubishi включает в поставку сетевую версию программного обеспечения NaViSet (для Windows 2000 и XP), помимо сетевого администрирования и управления обеспечивающую удаленный контроль за ресурсом наработки аппаратов. Поддержка функции обеспечивается видеоплатами, совместимыми с протоколом DDC/CI (Display Data Channel — Command Interface). Программу компьютерного управления монитором ScreenManager for USB также предлагает в комплекте компания Eizo Nanao.

Поддерживают включенные в таблицу аппараты стандарт DDC2B/Bi для обмена информацией между дисплеем и компьютером, закладывающий фундамент для функции автоподбора кадровых частот в видеоплате.

При оснащении монитора функцией автотестирования (см. таблицу) пользователь, при возникновении «нештатных» ситуаций, всегда сможет убедиться, не является ли их причиной какая-либо аппаратная неисправность.

Плоское «окно в мир»

Мы привыкли, что своеобразное окно в мир компьютерной информации — экран современных мониторов — абсолютно плоский. Не исключение и представленные в таблице аппараты. Но эффект плоского изображения достигается не простым накладыванием плоского стекла на сферическую трубку. В основе технологии — сложные алгоритмы управления электронным лучом, обеспечивающие формирование круглой точки луча в центре экрана и на периферии.


Толщина наносимого в вакуумной камере покрытия E-WARAS мониторов Mitsubishi имеет точно рассчитанный профиль, что дает равномерную яркость изображения по всей площади экрана

Другая особенность — небольшая направленная кривизна периферийных областей трубки, компенсирующая оптические искажения от преломления лучей внутри внешнего стекла. Учитывается даже толщина защитного антибликового / антистатического покрытия (на ряде моделей Mitsubishi оно разной толщины, максимальной в центре экрана). Само покрытие, как правило, многослойное и решает сразу несколько задач — устраняет блики, снимает статический заряд, препятствует прямому отражению света от экрана.


В состав покрытия кинескопов Sony входит специальный слой черного цвета, повышающий контрастность изображения

С первого взгляда не получится


Maxdata Belinea 106055

Перечисленные характеристики — лишь основа для выбора модели конкретного производителя. Далее начинается самое сложное — поиск единственного, устраивающего вас экземпляра. К сожалению, современная тенденция привлечения покупателя удешевлением аппаратов не обошла профессиональные модели. Нередки жалобы на устройства даже знаменитых марок. Все это — результат отклонений при изготовлении, которые, как правило, не выходят за допустимые рамки заводских технических условий.

Этот факт вряд ли послужит утешением человеку, заплатившему деньги за формально находящийся в допуске, но негодный для профессиональной работы аппарат. Выход один — тщательное предварительное тестирование (не ранее, чем через полчаса после включения монитора) и обязательно оговоренный возврат монитора и денег в течение установленного срока.

Последнее выручит в случае обнаружения неустранимых дефектов, проявляющихся после длительного прогрева: термического деформирования теневой маски или апертурной решетки, неравномерности люминофорного покрытия и др. Подробная информация о различных дефектах и причинах их возникновения содержится в статье «Выбор профессионала», опубликованной в предыдущем номере Publish.

Геометрические соображения

Выбирая монитор, обратите внимание на настройки геометрии. Удобно, когда есть отдельная функция автонастройки в виде кнопки на панели или вызываемая через экранное меню. Как правило, в результате ее работы получается почти идеальная картинка с правильным соотношением сторон, но слишком большими черными полями по краям. При наличии функции Zoom (равномерное изменение размеров по вертикали и горизонтали) остается воспользоваться ею и слегка растянуть изображение. Растягивать картинку под самые края производители не рекомендуют. К тому же по краям почти у всех мониторов заметно «гуляет» сведение.

Но все же один раз «выбрать» всю площадь экрана полезно — при покупке монитора. Так вы сможете увидеть небольшое прогибание изображения по вертикали (если оно неприемлемо велико — ищите другой экземпляр, настройки не помогут), а также добиться параллельности верхнего и нижнего краев. Функция автонастройки этого может и не исправить.

Проверьте, есть ли в составе геометрических настроек функции коррекции несимметричных искажений. Ведь картинка в магазине обязательно будет отличаться от той, которую даст видеокарта вашего компьютера.

Автор выражает глубокую признательность сотрудникам представительств LG Electronics, NEC-Mitsubishi, Philips, Samsung, Sony и Viewsoniс в Москве, а также специалистам компаний CPS-Technical Centre, Dihouse, Elko Moscow, Erimex, Legion Group, RSI, «Белый ветер», «Дилайн», «Роско», «Терем» и «Тринити» за помощь, оказанную при подготовке этой статьи.

Игорь Кистенев
07.04.2003
«Publish», № 3/2003

Статью "07.04.2003. Топ-модель: 19 дюймов" Вы можете обсудить на форуме.




вверх
  Copyright by MorePC - обзоры, характеристики, рейтинги мониторов, принтеров, ноутбуков, сканеров и др. info@morepc.ru  
разработка, поддержка сайта -Global Arts