MorePC - Главная страница


О сайте

Регистрация

Обратная связь

Реклама на сайте

Публикации на сайте

Карикатуры

  Категории СВТ     Тесты и методики испытаний     Новости СВТ     Проблемы информатизации     Форум     Опросы     Словарь     Поиск  

     Проблемы информатизации : Управление цветом  

Предлагаем Вашему вниманию статьи по информационной безопасности.

06.03.2008. ColorVision Spyder3 — калибровка монитора в трёх измерениях

версия для печати

Наиболее простым и доступным средством цветовой калибровки монитора являются фотоэлектрические колориметры. Они позволяют аккуратно настроить монитор под один из стандартов воспроизведения или выбрать собственные параметры. А также, самое главное, создать аккуратный цветовой профиль по фактическим характеристикам вашего дисплея — вместо стандартного заводского профиля, порой не имеющего никакого отношения к действительности. Большой хит-о-смотр колориметров начального уровня проводился в «Мир ПК» № 4/06; там же краткий экскурс в теорию управления цветом.

Колориметр Spyder3 — первый новорождённый с тех пор. Два его предшественника той же серии были пионерами бюджетной ниши, сделав реальностью калибраторы за 100 долл. Но потом появились конкуренты в лице Huey и Eye-One Display 2, компактные и более скоростные, — их лучшие черты и перенял новый продукт компании ColorVision. Это чувствуется за версту даже по упаковке: она гораздо удобнее старой и вдвое уменьшила размеры, что немаловажно при хранении.

Сам прибор стал изящнее и приятнее для глаза. При этом его датчики расширились в два раза, что дало 4-кратное усиление чувствительности, а значит больше точности при гораздо меньших затратах времени. Появился датчик освещённости, позволяющий оценить обстановку на рабочем месте и, по желанию, скорректировать работу дисплея. Жаль только USB-шнур стал по-новомодному тонюсеньким — прежний, толстый и с экранирующей оплёткой, мог хоть слона выдержать. Впрочем, у тонкого шнура есть свои плюсы: в отличие от толстого, он не мешает прибору плотнее прилегать к поверхности экрана. Это особенно важно для ЖК-мониторов, потому как с ними нельзя использовать присоски. В предыдущих версиях присоски прятались под съёмной насадкой, которая также служила фильтром для теплового излучения ламп подсветки (у ЭЛТ этой проблемы в принципе нет, поэтому и фильтра изначально не было). Теперь фильтр штатно встроен, а единственная оставшаяся присоска легко вынимается, что максимально упрощает переход между ЭЛТ и ЖК. Однако программа калибровки всё равно просит подсказать ей, какой же конкретно тип дисплея вы собираетесь мерить.

Существует несколько вариантов комплектации: профессиональная Elite (320 долл.; заменяет Spyder2 Pro Studio) и Pro для энтузиастов (190 долл., заменяет Spyder2 Suite). Начинающим по-прежнему предлагается Spyder2 Express (90 долл.). Отличия между комплектами одной модели только в количестве программных функций, поэтому переход на следующий уровень легко осуществляется покупкой дополнительной лицензии. Причём подставка для работы с видеопроекторами стандартно входит в любой комплект Spyder3, и предназначена также для повседневного хранения прибора на столе, в том числе для оперативного контроля освещения.

Функциональность

Поскольку все основные возможности Spyder2 были подробно рассмотрены в вышеупомянутой статье, остановимся только на вновь добавленных функциях, тем более что их предостаточно. Только сначала маленькое замечание. Официально, название Spyder применяется и в отношении самого прибора-колориметра, и в отношении сопутствующего программного обеспечения. Чтобы не путаться, будем величать программу её внутренним именем Tuna (не в смысле «тунец», а как искажение от tuner — «настройщик»).

Первое программное новшество, которое бросается в глаза — настройка гамма-коррекции по методике L-star помимо традиционной гаммы 2,2 или 1,8. Само название методики намекает на координату светлоты L* в системе CIELAB, которая является простейшей моделью цветового восприятия человека. Следовательно, скорректированная таким образом градационная шкала должна ощущаться равномерной по светлоте. График L* примерно соответствует обычной степенной функции с показателем 2,45. Если визуально сравнивать передачу деталей в тенях и светах, L-star показывает явное превосходство над гаммой 2,2: вид экрана с калибровкой L-star гораздо «мягче», несмотря на более высокий коэффициент нелинейности.

Вообще, вы сами вольны конструировать целевую передаточную характеристику по каждому из трёх каналов RGB, просто подкладывая в каталог программы абстрактные цветовые профили и поменяв их расширение с *.icc на *.tgt. Если у вас нет отдельного редактора профилей — не проблема: здесь имеется встроенный, который похож на редактор кривых в Photoshop. Одно «но»: произвольный выбор параметров калибровки доступен лишь с лицензией Elite; у обычной Pro список альтернатив ограничен стандартными значениями гаммы и цветовой температуры, а в облегчённой версии Express используются фиксированные значения 2,2/6500.

Экспертная консоль параметров калибровки

Гамма, цветовая температура, яркость белого и чёрного, компенсация освещения и т. п.

Ещё одной эксклюзивной возможностью Elite является экспертная консоль, где воедино собраны все параметры калибровки. Рядовым же пользователям предлагается пошаговый мастер настройки, где по каждому действию можно получить справку. Поскольку параметров довольно много, в первый раз вам, скорее всего, потребуется несколько прогонов. И вот в этом заключён недостаток программы Tuna и многих её конкурентов: для каждой пробы требуется повторный замер характеристик дисплея, хотя это на самом деле лишнее, если не менялись настройки монитора. Другими словами, выбирать цветовую температуру и гамму можно было бы в самом конце, уже после замеров, и создавать сколько угодно разных профилей на основе одного набора данных. Единственное, что утешает — высокая скорость работы: типичная калибровка ЖК-монитора с помощью Spyder3 длится 4,2 минуты, тогда как раньше требовалось более 15 минут. И этого времени вполне хватало, чтобы активировалась экранная заставка, поэтому приходилось помнить о необходимости её выключения и повторного включения. Но программисты нашли способ, как обхитрить заставку: часть экрана, отведённая под область измерения, плавает как отдельное окно, которое всегда поверх остальных окон.

Датчик освещённости и вправду работает как люксметр, пусть не с лабораторной точностью, но для оценки вполне достаточной. Значение выдаётся в люксах, но пользователю показывается только условное деление на «высокое», «среднее» и т. д., так что для создания рабочего места по стандартам не обойтись без отдельного прибора. Следить за освещённостью можно на постоянной основе — этим занимается утилита, проживающая в системной панели. С настройками по умолчанию, она заставляет переливаться синим цветом встроенный светодиодный индикатор, что со временем начинает утомлять. Поскольку отвернуть датчик в сторону нельзя, так как он узконаправленный, остаётся только щёлкнуть на значке Spyder3 Utility правой кнопкой и снять галочку «Use ambient light indicator». Странно, что светодиоду нашли такое ограниченное применение — нет бы развлекать пользователя во время нудного процесса калибровки.

Технологии для профессионалов

Программное обеспечение изобилует функциями с заковыристыми названиями типа SpyderProof, понять назначение которых с наскоку довольно трудно. Давайте попробуем разобраться, «кто есть ху».

Термин PreciseLight означает не что иное, как балансировку по освещённости. Помимо встроенного люксметра, вы можете задействовать и сам колориметр — дабы определить цветовую температуру ламп. Последнее вряд ли имеет смысл в бытовых условиях: если у вас лампа дневного света с температурой 3500 К, то установка монитора в такой же режим приведёт к неестественной желтизне. Вдобавок к тому, обычные флюоресцентные лампы имеют низкий индекс цветопередачи, что делает их неподходящими для просмотра отпечатков.

Тестовые изображения SpyderProof

Пресловутый SpyderProof — это то, что раньше называлось «До и после». То есть набор специально подобранных картинок для оценивания проведённой калибровки, плюс кнопка включения и выключения цветокоррекции (теперь то же самое можно сделать в любой момент через меню). Каждую из 16-ти представленных в мозаике качественных фотографий можно увеличить, чтобы подробно рассмотреть все детали — читаются ли они после внесённых изменений. Слово «Proof» (цветопроба) здесь явно не к месту: вам просто показывают одни и те же изображения, а меняются только условия просмотра. Другими словами, картинки всегда будут выглядеть по-разному, и тем более речи не идёт о достоверной имитации другого устройства.

Функция Spyder Certification («Проверка Spyder» в русском переводе) отвечает за мониторинг соответствия текущей обстановки тем условиям, в которых строился цветовой профиль. Сюда входит и уровень освещённости, и загруженные в таблицу цветокоррекции значения, и время, прошедшее с момента последней калибровки и перепроверки (верификации). Учитывается и время после запуска системы, потому что прогрев монитора может занимать и час, и два. При невыполнении требований значок Spyder3 Utility будет перечёркнут красной линией.

Вообще, сами производители колориметров рекомендуют выполнять калибровку раз в одну-две недели, ну минимум ежемесячно. Насколько это разумно или параноидально, вы можете оценить самостоятельно по сводке отклонений от заданной цели, а ещё по журналу флуктуации свойств экрана. Мы бы советовали вести собственный журнал, где записывать отклонение (DeltaE) от последней калибровки — тогда по намечающимся трендам легко наметить ту границу, после которой повторная калибровка действительно необходима. Ведь характеристики нового монитора меняются быстро, но потом процесс замедляется, так что не расчехлять колориметр можно месяцами.

Для согласования нескольких мониторов предусмотрена функция StudioMatch, у которой есть два сценария: «единственный компьютер с несколькими мониторами» и, более общий случай, «компьютерный зал». Первый сценарий приводит к последовательной калибровке всех подключённых к компьютеру мониторов (или только тех, которые выберете) с единым набором параметров. Во втором случае происходит примерно то же самое, только сначала вам предлагают ввести минимальную яркость белого среди всех имеющихся мониторов, чтобы подстраивать остальные дисплеи под этот уровень.

И тут самое время вспомнить про инструментальный режим настройки яркости белого и чёрного. Поскольку Tuna не умеет самостоятельно управлять монитором по протоколу DDC/CI, основным способом установки уровней является визуальный, то есть «на глазок» по тестовым шкалам, которые чересчур снисходительны. Можно использовать и другой режим, инструментальный. Но здесь вас только информируют, каков уровень яркости в настоящий момент — и ничего более: ни подсказок, каким он должен быть для лучшей различимости деталей, ни искусственной коррекции в видеокарте (как корректируется гамма и температура). Последнее вполне объяснимо: чем сильнее коррекция в видеокарте, тем больше потери градаций — лучше всего, когда монитор сам по себе максимально близок к целевым значениям. Но с другой стороны, далеко не у каждого монитора есть регулировка чёрного, и в ещё меньшем числе моделей этот параметр не зависит от яркости белого. А как же тогда, спрашивается, согласовывать несколько мониторов, если все они показывают вразнобой? И такое пренебрежение к светимости чёрного экрана проявляется ещё в том, что в построенном цветовом профиле данный показатель (точка чёрного) не сохраняется. Следовательно, профессиональные приложения типа Photoshop не имеют возможности точно представить себе реальный динамический диапазон изображения на экране.

Качество работы

Несмотря на то что высшей судебной инстанцией при управлении цветом является наш человеческий глаз, мы призываем на помощь измерительные средства, а любому из них присуща своя определённая точность. Доверия к прибору ровно столько, сколь близки выдаваемые им значения к истинным, и какова повторяемость результатов.

Про «люксметр» мы сразу сказали: он только для приблизительной оценки. Его показания похожи на то, что показывает настоящий прибор, но датчик сидит довольно глубоко в гнезде, и потому получается слишком узконаправленным. Программное обеспечение лишь интерпретирует результат в виде нечётких терминов: «очень темно», «слишком светло».

Колориметр, напротив, возвращает цветовые координаты XYZ с точностью до третьего знака после запятой и готов работать в диапазоне яркостей от десятых долей до сотен (на практике — тысяч) кд/м². Если верить спецификациям всех без исключения производителей, то любой прибор, даже самый дешёвый, обладает намного большей точностью, чем реально может потребоваться самому щепетильному профессионалу. То есть погрешность якобы не превышает 1–2 % по яркости и 0,002-0,006 xy по цветности, а повторяемость в рамках одного прибора и согласованность разных экземпляров — и того лучше.

Все эти обещания успокаивают и вселяют уверенность. Но в нашем прошлом обзоре уже приводился пример сравнительного тестирования Spyder2 и MonacoOptix XR — их показания в районе 1 кд/м² различались в полтора-два раза. Поэтому сейчас было решено провести сравнение с одним из популярных в полиграфической среде приборов — спектрофотометром Eye-One Pro. Это, конечно, не лабораторная установка типа отечественного яркомера ЯРМ-3 за 5000 долл., который использовался при выяснении реальных характеристик ЖК-мониторов для разгромной статьи «А кристаллы у вас жидковаты». Но раз уж ему доверяет столь щепетильная индустрия, как препресс (допечатная подготовка), то он вполне подходит на роль эталона.

Первая же серия измерений различных цветовых образцов показала, что характер выдаваемых результатов в целом совпадает у всех приборов, и, тем не менее, числовые значения расходятся. Причём повторяемость практически идеальная: разброс в рамках одного прибора находится в пределах 0,5 % для большей доли случаев. То есть, нет причин искать погрешности в случайных факторах или в определении какой-то одной из цветовых составляющих. Похоже, что главные несоответствия вызваны нелинейностью датчиков, которая одинакова по всем трём каналам XYZ. (Вообще-то в «Спайдерах» 7 датчиков, и цветовые каналы образуются из двух-трёх фотодетекторов вместо одного, но нам, как потребителям, от этого ни тепло, ни холодно.) Посему тестировался только канал яркости Y, а тестовыми сигналами служили градации серого, начиная от полной темноты и до самого белого экрана. Верхний предел выбирался из практических соображений: для профессиональной работы рекомендуется 80–90 кд/м², а при бытовом освещении — 100–150 кд/м². К тому же, чем больше фотонов света попадает на датчик, тем меньше погрешность, а стало быть, изъяны лучше видны именно при малых входных величинах.

Сравнение измеренных значений яркости с эталонным спектрофотометром Eye-One Pro (принят за 100 %)

Результаты измерений приведены на графике и говорят сами за себя. Даже в середине диапазона, около 10 кд/м² (что соответствует 30–40%-ной заливке), показания Spyder3 примерно на четверть выше, чем у эталонного прибора. И по мере приближения к нулю надбавка достигает 100 %. Несомненно, молодой «Спайдер» значительно превосходит старый по точности, хотя в абсолютном исчислении всё же не тянет на статус «хирургического скальпеля».

Фрагмент обоев рабочего стола для проверки точности калибровки (5-кратное увеличение)

Наконец, отбросив в сторону всю эту абстрактную математику, обратимся к тому, что говорят нам наши глаза. А говорят они, что даже простой колориметр способен решать задачи калибровки. Подтверждение сего можно получить, используя специальные обои для рабочего стола, которые выложил на сайте RealColor.Ru наш коллега из «Publish» Андрей Лыгун. На этом изображении даны шкалы для проверки гаммы 2,2 и 1,8. Если бы колориметр выполнил свою работу плохо, тогда узоры из тонких штрихов разваливались бы на отдельные элементы (что и происходит при выключении калибровки), но они смотрятся как монолитные полосы.

Не менее важную роль, чем качество калибровки, играет и точность построенного профиля. Плюс, не следует забывать, что профиль является лишь упрощённой моделью реального устройства, а потому прогноз может не совпадать с настоящим цветом экрана, даже если применялся идеально точный прибор. Для сравнения, мы с помощью Eye-One Pro строили профили дисплея, уже откалиброванного через Spyder3. Затем брали тестовый набор из 288 RGB-сочетаний и тем же Eye-One Pro замеряли реальный отклик монитора на все эти разнообразные комбинации. Потом применяли цветовые профили к этому тестовому набору и получали прогнозируемые цвета, которые сравнивали с реальными замерами. Итоги сравнений приведены в таблице.

Сравнение качества цветовых профилей
Вид калибровки Отклонение профиля от реального монитора, dE00
общее среднее 90 % лучших максимальное
ЖК-монитор
Spyder3: L-star/65003,32,810,7
Spyder3: G22/65003,32,812,3
i1Pro: G22/65002,31,97,0
ЭЛТ-монитор
Spyder3: L-star/93003,12,512,5
Spyder3: G22/93002,62,010,9
i1Pro: G22/93003,72,816,0

Примечания.

  1. Результаты являются сугубо иллюстративными, потому что получены на одном конкретном экземпляре монитора каждого типа и на одном тестовом наборе RGB-комбинаций.
  2. В первых двух случаях для калибровки и профилирования дисплея применялся Spyder3, тогда как Eye-One Pro использовался только для проверки точности профиля. В третьем случае Eye-One Pro выступал и как калибратор (в связке с фирменным ПО Eye-One Match 3.6) — для демонстрации «потолка», выше которого трудно прыгнуть.
  3. Единицы цветового различия — DeltaE:2000. Они меньше традиционных единиц DeltaE (1976), и прямому сравнению с ними не подлежат.

Как видно, если не обращать внимания на плохо поддающиеся моделированию тёмные цвета, разброс между профилями Spyder3 и эталонными находится в пределах 0,5–1,0 единиц DeltaE:2000, что ниже порога различения человеком. Стало быть, не обязательно тратить целое состояние на дорогостоящие приборы, особенно в любительских и полупрофессиональных целях.

Уровень поддержки

Недвусмысленное предположение о качестве локализации можно сделать по надписям на упаковке: «Languages included: РУССКИ». Не то чтобы интерфейс программы полнился орфографическими ошибками, но понять смысл дословного перевода бывает очень трудно, даже если вы хорошо разбираетесь в данном вопросе. Проще, наверное, не зная вообще ничего, познакомиться со всеми функциями методом тыка. Тем более что справка в программе имеется только для английского языка — у всех остальных пользователей при попытке нажать на вопросительный знак выскочит сообщение об ошибке. Руководство в формате PDF попросту копирует HTML-справку, и оттого доступно тоже только на английском.

Ладно, допустим, у вас нет проблем с иностранными языками вообще и тематической терминологией в частности, и вы согласны работать с оригинальным интерфейсом. Не тут-то было! Язык выбирается автоматически из свойств системы — из региональных установок, определяющих формат чисел и времени. Можно открыть Панель управления и выбрать схему «Английский (США)», но тогда вы потеряете любые нестандартные установки форматирования. Чтобы сменить только сам язык, зайдите в реестр по адресу HKCU\Control Panel\International и задайте значение «00000409» параметру Locale; чтобы вернуться обратно к русскому, введите «00000419». Дабы не проделывать эту рутинную операцию для каждого запуска, можно создать в операционной системе другого пользователя, один раз зайти под его именем и настроить всё как надо. А затем пользоваться этими настройками уже из-под своей учётной записи, запуская программу от имени того другого пользователя — либо с помощью команды runas, либо соответствующим пунктом контекстного меню в Проводнике.

Пара слов на радость энтузиастам Linux. Вообще-то компания ColorVision, как и почти все разработчики средств допечатной подготовки, *nix-системы не жалует, выпуская программное обеспечение исключительно для Windows и Mac OS. Закрытыми являются не только исходные тексты приложений, но и программно-аппаратные интерфейсы. Однако API и протокол передачи данных не так-то трудно разгадать, поэтому для Spyder2 народными умельцами создаются как альтернативные программы для Windows, так и драйверы для Linux. Последнее делает возможным использование колориметра в кросс-платформенных программах калибровки вроде LProf (LittleCMS Profiler, он же iPhotoMinus Profiler) или ArgyllCMS. А поскольку взаимодействие со Spyder3 почти не отличается от прежнего механизма, то у нас есть все основания ожидать поддержку нового устройства в самом ближайшем будущем или около того.

Вообще, взаимоотношение Tuna с чужими и даже своими собственными продуктами — дело загадочное. Фирменные программы для Spyder2 якобы не могут связаться с новым прибором, а программы для Spyder3 якобы не видят старый прибор. Но при этом невооружённым глазом видно, что в Tuna3 зашита полная поддержка Spyder2 и ещё целого ряда сторонних устройств: X-Rite DTP92, Minolta CA-100, GretagMacbeth Spectrolino. По-видимому, эта поддержка осталась с тех светлых времён, когда компаниями проводилась политика большей открытости, тогда как сейчас все увлеклись конкурентной борьбой, слияниями и поглощениями. Так что, увы, обладателям продукции других марок можно не рассчитывать на использование Tuna с их колориметрами. Тем более что эта программа не бесплатная, и отдельно от родных приборов не продаётся.

Самсонов А.

Выражаем благодарность дистрибьюторской компании «Графитек» за предоставленное на тестирование оборудование.

Резюме

ColorVision Spyder3. Ориентировочная цена: 190 долл. (Pro-версия), 320 долл. (Elite).

Многофункциональный колориметр любительского и полупрофессионального уровня для калибровки и профилирования ЭЛТ/ЖК-мониторов и видеопроекторов.

Статью "06.03.2008. ColorVision Spyder3 — калибровка монитора в трёх измерениях" Вы можете обсудить на форуме.




вверх
  Copyright by MorePC - обзоры, характеристики, рейтинги мониторов, принтеров, ноутбуков, сканеров и др. info@morepc.ru  
разработка, поддержка сайта -Global Arts