parameter of information |
- параметры информации |
Характеристики, с помощью которых оцениваются информационные ресурсы. К основным параметрам относятся: содержание, охват, время, источник, качество, соответствие потребностям, способ фиксации, язык, стоимость. Подробнее см. Таблицу:
№ |
Параметры информации |
Критерии параметра |
Суть критерия |
1. |
Содержание.*
Определяет предметную область информации. Неразрывно связано с параметром охвата. |
- |
- |
2. |
Охват.
Определяет, ограничивает и описывает содержание. |
Объем
Полнота
Достаточность |
Общее количество информации.
|
Соотношение между имеющейся и доступной информацией.
|
Возможность достижения цели при наличии доступной информации. | |
3. |
Время.
Фиксирует момент или период осуществления информационного взаимодействия. |
- |
- |
4. |
Источник.
Идентифицирует происхождение информации. Неразрывно связан с параметром охвата. |
- |
- |
5. |
Качество.
Определяет свойства, отражающие степень пригодности информации для достижения цели. |
Адекватность |
|
Однозначное соответствие информации отображенному объекту.
|
Достоверность |
|
Отсутствие в информации скрытых ошибок.
|
Своевременность |
|
Поступление информации в пределах того времени, когда она полезна для принятия решения.
|
Ценность |
|
Важность, нужность информации для принятия решения.
|
Актуальность |
|
Интегрированный критерий, определяющий своевременность и ценность информации в совокупности.
|
Новизна |
|
Впервые полученная информация.
|
Полезность |
|
Пригодность информации для определенной цели.
|
Доступность |
|
Возможность получения информации.
|
Защищенность |
|
Невозможность несанкционированного использования (или изменения) информации.
|
Эргономичность |
|
Удобство формы или объема информации.
|
Фасцинация |
|
Привлекательность информации.
|
Живучесть |
|
Способность информации сохранять свое качество во времени..
| |
6. |
Уникальность.
Информация в единственном экземпляре. |
- |
- |
7. |
Соответствие потребностям.
Необходимость в получении информации для решения конкретных задач. |
Пертинентность
Релевантность
Полнота
Точность
Проверяемость
|
Соответствие содержания информации потребности пользователя.
|
Отношение смысловой близости между содержанием информации и запросом пользователя.
|
Отношение релевантной информации ко всей имеющейся.
|
Отношение релевантной информации к общей совокупности релевантной и нерелевантной информации.
|
Доступность источника для подтверждения истинности информации.
| |
8. |
Способ фиксации.
Закрепление информации на тех или иных носителях. |
Статический
Динамический |
Фиксация информация в вещественном виде.
|
Фиксация информации в виде, пригодном для коммуникации по энергетическим каналам.
| |
9. |
Язык.
Средство информационного взаимодействия. |
Отсутствие языкового барьера
Наличие языкового барьера |
Фактор, благоприятный для создания, и использования информации, осуществления информационных взаимодействий.
|
Фактор, снижающий возможность создания и использования информации, осуществления информационных взаимодействий.
| |
10. |
Стоимость.
Овеществленный в продукте (фиксированной информации) общественный труд. |
Бесплатная информация
Платная информация |
Продукт, представляемый производителем в безвозмездном пользовании.
|
Продукт, имеющий цену в денежном выражении и предоставляемый в использование на платной основе.
| |
|
*Примечание: некоторые параметры не имеют своих четко выраженных критериев оценки (время, уникальность), а другие (содержание, источник) имеют их чрезвычайно много. Именно поэтому эти критерии в таблице не представлены. | |
Если Вы считаете, что в описании термина "parameter of information" есть ошибка, пожалуйста, сообщите нам. |